Мы в контакте
НОВОСТИ
16 Мая 2024
Владимир Владимирович Путин объявил 2024 год в России Годом семьи. И в рамках празднования Года семьи...
15 Мая 2024
15 мая в рамках реализации программы "Школьная филармония" в средней общеобразовательной школе № 110...
15 Мая 2024
15 мая в рамках школьной программы "Музыка в детском саду" ученики Детской музыкальной школы № 40 выступили...
1
МАР
2014
Статья Татьяны Тюриной о концерте Ильдара Саубанова и Губернаторского симфонического оркестра филармонии Кузбасса. Март 2014 года.

"На любом концерте стараюсь выкладываться"

Зал Дворца культуры “Алюминщик” на концерте Ильдара Саубанова и Губернаторского симфонического оркестра филармонии Кузбасса был практически полон. Оркестр хорошо играл, и дирижер Вячеслав Прасолов (Новосибирск) был замечательный. Но публика шла на Ильдара. Во-первых, земляк. Во-вторых, уже титулованный. Лауреат нескольких международных конкурсов и главного юношеского музыкального конкурса страны - 8-го конкурса имени П.И. Чайковского, на котором он играл Второй концерт Рахманинова с оркестром Башмета.

С Губернаторским симфоническим оркестром Кузбасса впервые Ильдар играл в 14 лет, еще будучи учеником Александра Тебякина (ДМШ № 40). И это был Первый концерт Чайковского для фортепиано с оркестром.

Для второго совместного выступления с Губернаторским оркестром Ильдар, уже будучи учеником Московского колледжа имени Гнесиных, класс Михаила Хохлова, взял Второй концерт Рахманинова. Для третьей встречи с кузбасским оркестром семнадцатилетний пианист приготовил Третий концерт Прокофьева.

Это было великолепное выступление. На “бис ” музыкант сыграл уже без оркестра Ференца Листа Трансцендентный этюд № 4 “Мазепа”, который он исполнял в Москве на конкурсе имени Владимира Крайнева.

Как любимцу музыкальной публики Ильдару устроили овацию, раздавались крики “браво”. Поговорить с артистом удалось через день. В субботу он по просьбе Александра Викторовича Тебякина пришел в родную школу позаниматься с подающей надежды ученицей Таней Михайловой. После мастер-класса, а это был настоящий мастер-класс, я включила диктофон.

- Ильдар, почему ты взял именно Третий концерт Прокофьева?

- Сыграть этот концерт я хотел давненько. Летом начинал учить Второй концерт Прокофьева. Но так как он оказался пока сильно трудным, даже технически, решил остановиться на Третьем. Это была бы некая подготовка ко Второму концерту. Но я думаю, что все правильно сделал.

- Ты захотел сыграть с нашим Губернаторским оркестром. Это какая-то подготовка была?

- Ну да, я собираюсь играть его на конкурсах, на разных концертах. А выступать с Кузбасским симфоническим оркестром стало традицией. Все мои концертные дебюты, имеется в виду для фортепиано с оркестром, были с этим оркестром. И как-то уже привычно. Я знаю и оркестрантов, просто их помню. И они меня знают.

А дирижер Вячеслав Иванович Прасолов - просто фантастика. Мы с первой репетиции нашли контакт. Великолепный дирижер. Ученик легендарного дирижера Новосибирского оркестра Арнольда Каца.

- Это ничего, что ты бесплатно все время играешь, без гонорара?

- А я отказался.

- Тебе предлагали?

- Был разговор. Но я поздно подал заявку, не за месяц до концерта. Да мне за честь то, что они меня в план вписали в сезон, который уже, в принципе, надо было свернуть.

- Тем не менее публику собрал ты.

- Моей заслуги тут нет. Мне только надо было выйти и сыграть. Вся организация легла на плечи моего педагога Александра Викторовича.

- Ты приезжал в Новокузнецк на зимние каникулы. Что изменилось у тебя за это время?

- Сыграл на конкурсе Крайнева. Нормально сыграл. На второй тур не взяли.

- Через год ты заканчиваешь Г несинку. Куда собираешься поступать?

- В Московскую консерваторию хотелось бы. Но там как жизнь сложится. За год может так все поменяться. Я могу уехать в Лондон. Разговор с моим московским педагогом уже был.

- Ильдар, ты так любишь музыку, что не можешь не сесть за инструмент, если он окажется рядом с тобой. Я тебя знаю 10 лет и давно это заметила. Ты и музыка. А в зале ты играл для людей, среди которых даже не все музыканты...

- Я понял вас. А это все происходит на подсознании. Допустим, пианист выходит и играет современную музыку, например, Прокофьева или сюиту Бартока. Слушатель сидит. Музыка такая непонятная, скучная. И он думает: ну, наверное, я дурак, не понимаю. Но дурак - пианист, который это неправильно играет, что-то он делает не так. Его игра не проникает в слушателя. Я думаю, любой человек способен понять все.

- Вот для этой публики я буду играть так. Тебе не приходят такие мысли в голову?

- Нет. На любом концерте я стараюсь играть, выкладываясь, как я играл в Большом зале консерватории. Для меня нет разграничений - играть у нас в школе, типа я домой приехал, могу расслабиться. Нет, я всегда концентрируюсь, и когда играю перед гостями дома или концерт Прокофьева или Рахманинова с оркестром во Дворце культуры “Алюминщик”.

Татьяна Тюрина Валентин Волченков (фото)