Мы в контакте
НОВОСТИ
8 Мая 2024
 
6 Мая 2024
6 мая в рамках школьной программы "Музыка в детском саду" в детских дошкольных учреждениях Орджоникидзевского...
3 Мая 2024
Детская музыкальная школа № 40 приняла участие во Всероссийской акции "Окна Победы".В этом году окна...
19
АПР
2007
Статья Татьяны Тюриной в Кузнецком рабочем от 19.04.2007 года о замечательном ансамбле преподавателей ДМШ № 40 «Байд-квартет»

Статья Татьяны Тюриной в Кузнецком рабочем от 19.04.2007 года
о замечательном ансамбле преподавателей ДМШ № 40  «Байд-квартет»

Руки сами к домре тянутся

 Стоило один раз ощутить вкус победы, чтобы впоследствии с каждого конкурса возвращаться на коне. Возможно, этому даже есть какое-нибудь научное объяснение. Так или иначе "Байд-квартет" под руководством Марины Липатовой в очередной раз приехал с наградой. На этот раз они получили Гран-при на международном конкурсе "Хрустальная лира" во Франции, в маленьком и красивом городке Порт-Баил.

Народный инструментальный ансамбль, напомним, находится в Байдаевке, в детской музыкальной школе N 40, отсюда и название "Байд-квартет", состоит исключительно из педагогов.
В центре квартета его звезда и организатор преподаватель школы по классу домры Марина Липатова, человек яркой индивидуальности, талантливый музыкант и педагог. Мы решили представить ее читателям, а начнет она, конечно, с рассказа о поездке.

 - Это наш второй вояж за рубеж. До этого мы были в Чехии. Конкурс проходил в рамках программы "Жизнь городов", которая существует уже 15 лет. Проводятся конкурсы во всех странах мира и включают не только инструментальную музыку, но и вокальную, хореографию, фольклорные ансамбли и т.д.

- Как вы туда попали?

- Нам случайно попало в руки положение о конкурсе. И все закрутилось. Отправили в оргкомитет свой диск, свои реквизиты, программы, фотографию и начали собирать документы. Конкуренция была огромная. Более 30 коллективов, и все конкуренты из России.

- Не поняла. Самые сильные исполнители - русские?

- Организаторы фестиваля - Франция и Россия, Москва. В жюри тоже сидели и французы, и русские. Наш Михаил Михайлович Маслов там был. С нами соревновались Бурятия, Якутия, Ямало-Ненецкий округ, Тюмень, Прокопьевск, Кемерово, Москва.

- Надо было съездить во Францию, чтобы посражаться со своими коллегами из Прокопьевска. Ну и вы победили. Как это все происходило?

- В условиях конкурса было исполнение двух произведений. Мы проходили по номинации "инструментальная музыка". Нашей задачей было выйти на сцену и победить. Мы с этой мыслью ехали, и мы сделали все, что смогли. В зале - французы, но многие из них выходцы из России.

- Как вас принимали?

- Публика французская очень сдержанная. Но мы не удержались и сыграли сверх программы "Шербургские зонтики" Мишеля Леграна в обработке нашего композитора Геннадия Мухина. Это произвело огромное впечатление, нам даже подпевали в зале. Это было на конкурсе. А следующий день уже был концертным, допускалась свободная программа. Зрителей было уже намного больше, о нас уже пошли слухи: мол, приехали замечательные коллективы из России. И зал мэрии, где мы выступали, был переполнен. Коллективы были действительно сильные. В общем, русские пробили стену отчуждения. Концерты проходили на одном дыхании.

- Вам нужны эти конкурсы для самоудовлетворения?

- Ну, не только. Этот год в наших школах проходит под флагом русской народной музыки. Очень много организуется фестивалей и конкурсов детских коллективов. Дети, слушая игру взрослых, подтягиваются до их уровня. Когда мы приехали из Франции, наши ученики спрашивали нас, как на Западе воспринимают русские народные инструменты. Принимают замечательно. Мы там представляли не только русские инструменты. Мы представляли русскую культуру. Мы представляли Россию.

А теперь в нашей школе дети организовали свой инструментальный ансамбль "Байд-квартет-2". И перед нашей поездкой во Францию они заняли первое место в одном из городских конкурсов.

- Вы давно преподаете в школе? С чего начались отношения с музыкой?

- Закончила 47-ю музыкальную школу в Кузнецке. Эта школа, как вы знаете, только что отпраздновала свой золотой юбилей, и я горжусь, что я ее выпускница. Мне очень нравилась домра. И я пошла в музыкальное училище на отделение народных инструментов. После училища захотела продолжить учебу и поступила на заочное отделение в Новосибирскую консерваторию.

- Это ведь не частый случай, когда преподаватель музыкальной школы имеет консерваторское образование?

- Ну, в общем-то да, особенно у народников. Спасибо моему педагогу Нине Владимировне Громовой. Все, чему она учила, мне пригодилось.

- Сколько лет вы преподаете в 40-й ДМШ?

- Двадцать первый год.

- Вам не хотелось уйти в более престижное место?

- У нас очень сильная школа, очень сильный коллектив. Из 40-й уйти просто невозможно, она держит, и там прирастаешь корнями. Если бы у меня не было выхода моим творческим идеям, тогда, может, и появились бы мысли уйти. Но я полностью себя там реализую.

- Несмотря на то, что вы находитесь в отдаленном районе...

- Ну, для вас он отдаленный, а для нас родной. Я не знаю, от чего и от кого отдаленный. Люди у нас прекрасные. И дети хорошие.

- Вы очень активно занимаетесь концертной деятельностью. Не мешает это вашей основной работе? Как вы все совмещаете?

- И педагогическая, и концертная деятельность друг друга дополняют. Нельзя заниматься только педагогикой, не выступая с концертами перед публикой. Что такое неиграющий преподаватель? Ребенок когда-то еще начнет играть, а у тебя руки к инструменту тянутся.

- Не хочется бросить этого ребенка, эти уроки и отдаться сполна выступлениям? Как-то я сидела на вашем городском педагогическом марафоне и слышала такой отзыв на ваше выступление: "Она артистка. Ей в филармонии надо быть".

- Нет. В своих детях я вижу себя, свое продолжение. Я ведь уже сказала, что они создали "Байд-квартет-2"... В этом смысл педагогической работы.

- Может, им тоже во Францию хочется?

- Пусть даже и так, но чем-то надо их привлекать.

- Как часто у вас проходят репетиции?

- Собираемся по возможности. Конечно, у нас есть репетиционные дни два раза в неделю, но перед выступлениями собираемся чаще. Я же еще и в муниципальном оркестре, и в сельском, и в оркестре "Сибирь" во Дворце культуры XIX партсъезда, а еще в школе у нас есть оркестр, который готовится к педагогическому марафону.

- Но ведь у вас есть семья?

- Да, муж, дети. Муж - шахтер. Дочь - музыкант. Они привыкли к моему образу жизни. Видят, что если маме хорошо на работе, значит, и дома будет все хорошо.